Генпрокуратура с Роскомнадзором хотят отзывать лицензии у операторов связи, пропускающих мошеннические звонки

Зампред совета по развитию цифровой экономики при Совете федерации Артем Шейкин на форуме «Антифрод» 6 декабря заявил, что Генпрокуратура совместно с Роскомнадзором готовят поправки к закону «О связи». Об этом пишет «Ъ», в распоряжении которого оказалась запись выступления.

Ведомства, по его словам, прорабатывают возможность аннулировать лицензии тех операторов связи, которые пропускают мошеннические звонки с подменных номеров: «Это позволит решительно пресекать и привлекать к ответственности недобросовестных операторов».

Представитель СФ пояснил, что инициатива направлена на расширение перечня оснований для аннулирования лицензии операторов лицензирующим органом: «Речь идет и о частоте и серьезности нарушений». Сейчас операторов связи, например, могут лишить лицензий за нарушение схемы пропуска трафика, порядка использования частот и других условий.

Для борьбы с телефонными мошенниками в России в начале года запущена единая платформа верификации телефонных вызовов «Антифрод». Подключение к системе оговаривается в законе «О связи». За платформу отвечает подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр. Все операторы связи РФ должны подключиться к ней до конца февраля 2024 года. Сейчас пропуск мошеннических вызовов грозит операторам административной ответственностью — ст. 13.2.1. КоАП РФ предполагает штраф для юрлиц в размере 0,6–1 млн руб.

Однако в Минцифры, также ответственном за борьбу с телефонным мошенничеством, сообщили, что им неизвестно об инициативе: «Такое предложение в министерство не поступало». Представители же Генпрокуратуры и Роскомнадзора отказались от комментариев на текущем этапе работы.

Отметим, что в июле министерство с Советом федерации обсуждали инициативу о лишении операторов связи, не подключенных к «Антифроду», возможности предоставлять услуги роуминга.

Что касается самих операторов связи — они высказывают опасения в отношении непрозрачности таких отзывов лицензий. Так, в «МегаФоне» заявили, что с операторами связи идея не обсуждалась: «Добросовестные операторы подключены к ИС «Антифрод», на наш взгляд, этого достаточно для борьбы с пропуском трафика с подменных номеров». «Предлагаемое регулирование представляется непрозрачным и избыточным, поскольку понятия «мошеннических вызовов» в законодательстве по-прежнему нет, а за каждый выявленный случай подмены номера предусматривается крупный штраф»,— считают в Tele2. В «Ростелекоме» готовы прокомментировать поправки после того, как смогут с ними ознакомиться. В «Вымпелкоме» и МТС отказались от комментариев.

Директор по стратегическим проектам Института развития интернета Ирина Левова также называет инициативу избыточной.

Когда все операторы подключатся к платформе «Антифрод», число мошеннических звонков сократится в разы, уверена она. Гендиректор «Комфортел» Дмитрий Петров подчеркивает эффективность существующей системы противодействия: «Если оператор умышленно действует в интересах мошенников, то нужно не лицензии лишать, а возбуждать уголовное дело».

Глава Ассоциации малых операторов связи (объединяет более 100 компаний) Дмитрий Галушко называет инициативу несправедливой: «Если оператор подключился к государственной системе, а она пропустила звонок, то почему оператора должны за это лишать лицензии?» Операторы уже жаловались, что система «Антифрод» «не до конца запущена и допускает ошибки».

К «Антифроду» уже подключены все четыре крупных российских оператора — «МегаФон», Tele2, МТС и «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Все операторы связи в России (их около 10,5 тыс.) должны подключиться к системе до конца февраля 2024 года.

В августе ГРЧЦ отчитывался, что при помощи системы «Антифрод» удалось предотвратить 391,3 млн мошеннических звонков. В среднем мошенническая атака на абонента длится около трех минут.

С заботой о вашей безопасности, команда Origin Security

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *