Владельцев аккаунтов в соцсетях с ежедневной аудиторией более 1 тыс. человек могут обязать передавать сведения о себе в Роскомнадзор

Госдума в первом чтении приняла законопроект, который направлен на ужесточение оборота серых SIM-карт. Среди обсуждаемых ко второму чтению инициатив инициатива по идентификации публичных каналов. В частности предлагается предусмотреть, что автор публичного канала с аудиторией более 1000 пользователей обязан передать в Роскомнадзор сведения о себе. Об этом сообщает «Российская газета».

В ведомстве напомнили, что согласно ч. 2 ст. 10 закона № 149-ФЗ информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или распространителе в форме и объеме, достаточном для его идентификации. Это требование распространяется на персональные страницы пользователей соцсетей, однако в большинстве случаев не исполняется.

«Законопроект предлагает конкретизировать это требование и распространить его не на всех пользователей социальных сетей, а только на тех, чья ежедневная аудитория превышает 1000 человек. Согласно инициативе такой пользователь обязан сообщить в Роскомнадзор свои ФИО и контактную информацию для направления юридически значимых сведений. Это не регистрация в ведомстве, а уведомление регулятора о том, что владелец аккаунта занимается распространением информации», — заявили в Роскомнадзоре.

Кроме того, инициатива предполагает, что российским компаниям будет запрещено распространять свою рекламу на публичных страницах, пользователи которых не сообщили о себе в Роскомнадзор.

В «РГ» уточнили отношение регулятора к популярной практике нагона ботов на каналы в Telegram в ходе конкурентной борьбы. Считается, что это может дискредитировать канал и понизить его ценность в глазах аудитории и потенциальных рекламодателей. Кроме того, планка суточного охвата вполне может быть достигнута за счет перепубликации в более посещаемый канал. Все это может произойти без согласия владельца и даже без его ведома.

Представители власти остались непреклонны: «У каждого пользователя социальной сети есть возможность закрыть свою страницу от посторонних пользователей, оставив ее доступной только для близких людей. Если страница открыта и количество посетителей за сутки превысило 1000 человек, то человеку необходимо уведомить Роскомнадзор», — заявили в Службе.

Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн также подтвердил «РГ», что ознакомился с инициативой и что она прорабатывается. При этом, полагает Хинштейн, введение любого требования работает только при условии, что есть ответственность за его неисполнение.

«Нововведения создают обязательства не только для блогеров, но и для рекламодателей. Поэтому необходимо предусмотреть механизм проверки/подтверждения передачи подобного уведомления таким образом, чтобы достоверность информации могла быть проверена», — сообщила Ирина Шамонина, руководитель юридического отдела агентства DIDENOK TEAM. Она отметила, что каналы с аудиторией порядка 1 тыс. человек крайне редко привлекаются для рекламных кампаний. «Учитывая, что нововведения добавят обязанности для блогеров, то стоит ожидать прореживания рекламного рынка. С другой стороны, это может значительно оптимизировать работу Роскомнадзора в части сбора информации о нарушениях (в том числе и по маркировке)», — отметила Шамонина.

Вместе с тем, реалистичность исполнения новой инициативы вызывает сомнения у ряда экспертов.

Сооснователь коммуникационного агентства Breaking trends Юлия Загитова говорит, что и существующие ограничения на размещение рекламы не всегда останавливают бизнес: «Если обычный бренд приходит за рекламой к какому-то неанонимному блогеру, то проводит эту сделку официально. Что касается анонимных каналов, то там очень часто используется криптовалюта, и отследить конкретную сделку очень сложно. 

«Коммерсантъ» же, в свою очередь, напоминает, что 10 лет назад в силу вступил так называемый закон о блогерах. Он обязывал авторов с аудиторией больше 3 тыс. человек включаться в специальный реестр. И формально приравнивал блогеров к средствам массовой информации. Реестр наполнялся очень неактивно, и три года спустя дума отменила закон. 

С заботой о вашей безопасности, команда Origin Security

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *